деревянная русь

строительство домов

рукоделие

столярное дело

печное дело

кузнечное дело

керамика





 

Светло ликует город Ленск

2006-02-02 02:13:04

Торжества в Ленске 22 сентября — особенные. Преосвященный владыка Герман, архиепископ Якутский и Ленский, в сослужении священства епархии, в присутствии властей и воинства, благодетелей и строителей, и всех прихожан храма сего, освятил церковь во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского , Апостола Америки и Сибири, и отслужил первую Божественную литургию в нем.

Храм во имя Святителя Иннокентия. ЛенскБеседа с отецом Владимиром, настоятелем храма во имя Святителя Иннокентия

Этого дня ждали до наводнения и после случившейся беды. Участником печальной памяти событий и периода восстановления города был отец Владимир, настоятель храма во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Мы обратились к нему с просьбой поделиться с нашими читателями, как и что предшествовало столь знаменательному для жителей Ленска событию, на торжества которого собрался не только Ленск и его строители, но прибыли гости со всей Якутии и других регионов России, писатели России Валерий Ганичев, Эдуард Володин, Владимир Костров, Сергей Лыкошин, Юрий Лощиц, Владимир Щедрин, Егор Исаев, Александр Сегень, Сергей Попов, Олег Шестинский, Людмила Щипахина и др.

Отец Владимир, поздравляю с чудным днем освящения храма Во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

— Спаси Господи. Действительно, для ленчан — это Праздник праздников. Этого дня мы ждали долго. Я, честно скажу, ожидал его со дня своего прибытия в Ленск.

Батюшка, расскажите, пожалуйста, как началось ваше священническое служение в ленском крае? '

— Благословил меня ехать на Север наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий. Летом 1999 г. на праздновании всех Российских святых я был рукоположен в сан священника и в октябре в 1999 г. по благословению правящего архиерея, владыки Германа был направлен для служения в два поселка Ленского улуса — Витим и Пеледуй. Они находятся от Ленска на расстоянии примерно 240 километров, а между ними — около 30 км.

Там есть храмы?

Витим поселок старый. Мне говорили, что роман «Угрюм-река» написан именно про Витим. В те годы его называли «Разбой-Витим». Туда приходили люди с золотых приисков и для многих это были последние дни. Были там подземные ходы, очевидцы еще живы, которые случайно их находили, но никто не рисковал идти по ним до конца. Храм в Витиме был, но его разобрали по бревнышку в Советские времена.

Пеледуй на 300 лет моложе Витима. Он был организован как поселок речников в начале 30-х годов. Головным предприятием там является судоремонтный завод, база флота. А рядом располагалась деревня Большой Пеледуй, и там была церковь. Но, если не ошибаюсь, или в 70-е, или 80-е годы эта церковь использовалась как складское помещение, а потом (не знаю, случайно или специально) ее подожгли.

И в том и в другом поселке зарегистрированы православные общины. Витимская община была создана в 1991 г. Тогда Якутия относилась еще к Иркутской епархии. Когда епископом воссозданной Якутской епархии стал владыка Герман, он объехал все первые зарегистрированные общины. К сожалению, очень долго и тяжело Витимская община подымается, народ с трудом просыпается духовно и основной контингент прихожан — это люди пожилого возраста 40-50 лет и старше. Почти нет мужчин, которые бы стояли и молились.

В Пеледуе люди весьма активны. Старостой там раба Божия Валентина уже более сорока лет. В поселке есть клуб «ЛИМ» (литература, искусство, музыка), при местной библиотеке. Члены клуба просто молодцы, они много делают для культурного просвещения населения, ставят различные театральные инсценировки. Инсценировку на тему Рождества Христова они записали на видеокассету. Замечательно, что активное участие в этом спектакле принимали не только «лимовцы», но и дети поселка.

Сама Валентина родом из Верхнего Бестяха. Там живут ее родители и братья. У нее дедушка по линии матери был священником. Конечно, она верующий человек. Года, наверное, с 1995 г. видя, что в Витиме уже организована община, возникла потребность в объединении и пеледуйских христиан, они стали собираться, молиться сами. Когда отец Сергий приехал в Ленск на служение, первым делом они с матушкой посетили Витимскую общину, потом стали приезжать и к ним, в Пеледуй. Постепенно Пеледуйская община оформилась юридически и начала пополняться прихожанами. До 1999 г., когда своего помещения не было, они собирались в библиотеке.

Надо сказать, что поначалу было много жалоб со стороны жителей. Говорили, мол, зачем вы их сюда пускаете. Воспринималось это все, как секта какая-то. Люди были атеистически настроены или вообще не знакомы с православием. Только благодаря своей вере не остановились пеледуйские христиане. Можно желать организовать общину, но каких трудов внутренних, духовных стоит все это выдержать, перенести и претворить в дело свои планы.

В октябре 1999 г., когда я приехал в Ленский улус, о. Сергий меня представил Витимской и Пеледуйской общинам. Люди мне понравились. Староста Витимская Маргарита Владимировна Рудых — женщина твердой веры и духовно очень сильный человек. Вначале была другая староста, но та женщина не думала, что придется нести такой крест и постепенно отошла от всех дел православной общины, а потом, по духовному своему заблуждению, духовной слепоте ушла в секту «свидетелей Иеговы». Владыка Герман, когда совершал объезд своей епархии благословил быть старостой Маргариту Владимировну. А она обратилась за благословением к владыке, с тем, чтобы передать часть своего дома под приход. Там мы отслужили с о. Сергием на Покров первую литургию.

Пеледуйской общине помещение выделил директор судоремонтного завода Бублик Юрий Михайлович. Не сразу, конечно, там тоже были свои проблемы, но с Божией помощью, в прошлом году, перед Рождеством Христовым мы освятили помещение и теперь совершаем там богослужения.

Так как не хватает священнослужителей, а отца Сергия, настоятеля Ленского храма перевели в Мирный, указом архиерея я сейчас окормляю, кроме этих поселков, и город Ленек.

Познакомился я с Ленской общиной в августе прошлого (2000) года. Приезжал на Успение, послужил, когда о. Сергий был в отпуске. Мне понравились люди. Понравилась их активность, желание участвовать в богослужении. Знаете, я удивляюсь их терпению. Они не ноют, не скорбят о том, что у них был свой священник, который окормлял Ленск, редко, в полгода раз выезжал в Пеледуй и Витим, а новому священнику приходится ездить чаще. До новоднения у меня был такой график — две недели я в Ленске, по неделе в Витиме и Пеледуе, и обратно в Ленск

Вы служили в старом храме?

— Да, который пришел после наводнения в негодность. Его затопило полностью, сместило с фундамента, сорвало пристрой. Это здание бывшей киносети и так старое было, а сейчас...

Иконы тоже пострадали?

Иконы и всю церковную утварь мы эвакуировали. Община все сохранила. Это в первую очередь заслуга старосты Марии Васильевны Купчиной. Женщина хозяйственная, со всеми обязанностями, которые на нее возлагаются, она справляется. Несмотря на то, что работает на основной работе, она хороший помощник священнику.

Новый храм, насколько я знаю, начал строиться еще после прошлого наводнения?

— Да, на другом месте.

Отец Владимир, правду говорят, что льдины перед храмом остановились?

— Я не мог видеть этого сам. Мне рассказывали очевидцы. Мы разделились. На храме находились три человека — строители. Было ведь две волны наводнения. Первая — около полутора суток была, а во время второй волны суток двое вода держалась. Во время этой волны мы находились с ребятами на чердаке того дома, в котором я живу. Мы там и пищу себе готовили, и ночевали. Дом находится на берегу Лены. Второй этаж был затоплен мне по грудь.

А новый храм затопило?

Он был затоплен на уровне семи венцов. И вот чудо такое было. Когда вода сошла, мы сидели на коньке моего дома и смотрели, как по Лене плывут дома, бани, все что могло плыть, что река унесла с собой — зрелище страшное. Но купола, те которые на фотографии видно, остались стоять на земле, ни один не уплыл! Хотя они легче, чем дом и их легко могло унести. Но купола (ребята рассказывали) окружило льдинами, и они все остались на своих местах, только упали. И стройматериал, который был заготовлен, тоже лишь отнесло немного от здания, но не унесло. То есть все у нас осталось цело. Только пришлось перетаскивать всё на место. Но это же чудо! Все удивляются — как это храм еще недостроенный выстоял. Я вижу в этом Божий Промысел.

Скажите, кто помогает в строительстве храма?

— Сейчас, после наводнения помогает компания АЛРОСА. Президент компании Вячеслав Анатольевич Штыров дал такое указание директору Айхальского Горно-Обогатительного комбината, чтобы они взяли строительство храма на свои плечи. Финансирование, вся техника — это все от Айхальского ГОКа.

А строители откуда, верующие ли они?

Основной костяк тех, кто строит само храмовое здание —ребята, которые возводили его уже два сезона. Они из Москвы — фирма «Русские начала». Все ревностно относятся к работе. Все мастера своего дела. Все верующие, ходят в храм, исповедуются, причащаются. Это не такие люди, которые приезжают, чтобы только заработать деньги и уехать. Нет, они строят именно во славу Божию и на совесть, качественно. А вокруг храма... Айхальский ГОК , чтобы не отрывать свои силы набрал из других регионов людей, которые занимаются бетонированием, делают церковный дом — «Дом притча» у нас называется (там будет воскресная школа, трапезная), и строят жилье для священника.

Отец Владимир, я хочу переадресовать Вам вопрос из материала ленского журналиста Сергея Москвитина: «Чем прогневали мы нашу реку и Господа, почему было ниспослано на нас второе, еще более ужасное наводнение, что тому виной, наши грехи или разгильдяйство?». — Как бы Вы ответили?

— Это мое мнение, я всегда его высказываю, когда возникает такой вопрос: если человек человеку дает обещание, чуть ли не клянется в том, что он его выполнит, но потом халатно относится к делу, не выполняет обещанное, то он заслуживает к себе соответствующее отношение, о нем складывается вполне определенное мнение у людей. Но мы забываем, что если уж мы обещали Богу, то, тем более, должны свое слово держать и строить храм не по остаточному принципу, как у нас: осталось у нас десять брусов — отдадим их на храм... Нет, нужно помнить — Богу строим, для людей, которые молиться будут об этом граде, о людях его, о стране... Дали обещание — держите его.

А это обещание было нарушено?

— Ну, если прошлым летом ребята полгода находились на строительной площадке, но из них 54 дня они простояли без материалов, это о чем-то говорит?

И вторая половина ответа на вопрос — о наших грехах: все равно какое-то вразумление Господь дает. Сколько за то время, которое только я лично служу в Ленске (не говоря уже о Витиме и Пеледуе) людей покрестилось! И всем священник задает вопрос на таинстве крещения: «Отрекаешься ли ты от сатаны и всех дел его?» И все отвечают: «Отрекаюсь». От чего, от каких таких дел отрекаются люди, принимая крещение? Апостол Павел кратко их перечисляет: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5. 19-21). Каждый обещает творить плоды духа: « любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5. 22-23).

Человек дает обещание Богу! — Но что происходит потом? — Я ведь не просто совершаю обряд крещения. Я беседую с людьми и объясняю, зачем нужно крещение. Говорю, что без Церкви человек не может спастись от греха, от смерти и наследовать жизнь вечную. Только в Православной Церкви совершается таинство Евхаристии, во время которого хлеб и вино мистическим образом силою Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Тот, кто не причащается Святых Даров, не может достигнуть Царствия Небесного. Сам Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6. 53-54). А ведь это цель христианской жизни — спасти душу свою, чтобы она не умерла. Но, как правило, когда спрашиваешь потом, почему в храм не ходите, не исповедуетесь, не причащаетесь, звучит один ответ: «Нет времени».

Я сразу вспомнила слова священника о. Павла Скокова: «Нет времени прийти на службу помолиться о «мире всего мира»? Значит, будет время идти на войну. Нет времени помочь в ремонте храма? Найдется время рыть окопы и строить огневые точки. Нет времени для мольбы - будет время для стрельбы. Нет мелочи на свечку — найдутся тысячи на оружие с боеприпасами (не найдутся—- отнимут вместе с головой). Нет времени совместно помолиться об «изобилии плодов земных» — значит, будет время для бесплодных поисков в лесах и лугах хоть какой-нибудь съедобной былинки. Нет времени для Причащения — будет время для погребения. Нет денег и времени на ремонт своей церкви найдутся и время и деньги для принудительного строительства каких-нибудь мечетей, пагод или синагог...» Ну, а у нас вместо войны — наводнение. На борьбу с его последствиями и время нашлось, и деньги.

— Это духовная слепота! И Господь пробуждает, вразумляет. Ну, как человека разбудить? — Если кто-то совершил нечестный поступок, не по совести. Бог ему судья. Не будем его судить. Его будет судить его же совесть. Может, когда-то этот человек придет к таинству покаяния и исповедуется в своем поступке. Господь у нас многомилостив и долготерпелив. Но если человек не услышит голоса совести своей, каждый будет отвечать перед Творцом за свои поступки сам. И каков будет суд Божий, мы не знаем. То есть мы знаем из Евангелия, что грешники «извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8. 12), но кто из людей окажется на этом месте - не нам судить.

Батюшка, а были ли такие примеры, чтобы эта беда кого-то духовно отрезвила, чтобы этот наглядный урок на тему «Не собирайте себе сокровищ на земле... но собирайте себе сокровища на небе» кого-то в Церковь привел?

— Когда мы возобновили служение (первые месяца два совершались только молебны и понихиды), среди тех людей, которые приходили в храм я видел новые лица. Может быть, они и заходили свечку поставить, но как прихожан я их не видел. Вячеслав Анатольевич Штыров — спаси его Господи! — нам помог, предоставил вагончик 3х9. Мы его переоборудовали, чтобы можно было служить Литургию, и вот, во время службы тоже можно было видеть новых прихожан.

Отец. Владимир. Вы говорили, что Господь вразумляет людей, как бы отрывает их через такие большие скорби от ложных целей, чтобы направить их к Себе, но Он же и подает утешение. Я получила письмо из Ленска очень тяжелое, и поняла, что никак не могу своего друга преободрить. Неверующего человека очень трудно утешить.

— В Священном Писании есть такие слова: «...сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12, 5-7). Ведь отец наказывает сына не из удовольствия, а для вразумления. Если он говорит своему ребенку: «Не толкай пальцы в розетку», а дитя не слушается, то когда-то оно обожжется и вспомнит слова отца. Но отец же свое чадо и пожалеет, и полечит, и утешит. Ваш друг не пережил того, что мы с ребятами, строителями переживали во время наводнения все вместе и каждый в отдельности. У нас тоже было сначала состояние уныния. Но в душе теплилась надежда, что Господь нам поможет по нашей слабой вере. Что мы и получили. Мы получили, конечно, очень жесткие сроки строительства. Ребята боялись, что не успеют, но все понимали, что другой возможности не будет. Но зато храм теперь построен. Если бы строили так, как два прошедшие сезона...

Сейчас все нашлось?

— Не то что нашлось, Леспром, головной поставщик строительных материалов практически все позиции закрыл. Если бы храм строился благотворительным способом, это бы растянулось еще на несколько лет, и пока бы дошли до куполов, низ уже бы, может быть, сгнил.

В новый храм перейдут те иконы, которые мироточили? Я знаю, что перед прошлым наводнением иконы в храме плакали. А в этом году было ли подобное предупреждение?

— Мироточения перед прошлым наводнением я сам не видел, меня тогда не было, только со слов многих очевидцев знаю, а перед этим наводнением иконы очень обильно мироточили. Мироточила икона Смоленской Божией Матери. Мироточила икона (причем не писанная, а литография Софринского производства) святителя Николая. Мироточило Распятие — на ногах Спасителя выступили капельки мира.

Его высокопреосвященство владыка Герман на Пасху направлял к нам иеромонаха отца Серафима (он сейчас служит в г. Мирном). — О. Серафим совершал праздничное богослужение в Ленске, а я в Витиме и Пеледуе. И он тоже видел, что иконы мироточат.

Отец Владимир, многие не понимают: «мироточат иконы» — это как?

За последние двадцать веков мироточение было редким явлением. Оно привлекало тысячи людей из дальних краев и об этом чуде упоминалось даже в исторических хрониках. Несколько десятков таких случаев официально зарегистрированы Православной Церковью. Однако в конце XX века прямо на наших глазах происходит что-то беспрецедентное. С 1991 г. мироточат тысячи икон по всей России. И вот мы в Ленске тоже являемся свидетелями этого необъяснимого наукой явления.

При Советской власти нас учили, что попы обманывают народ. Дескать, они набрызгают чего-то... На самом деле, могу сказать, что если икона начинает мироточить, это, конечно, благодать Божия, чудо Божие, но это и предупреждение, знак, и я уже чего-то ожидаю.

Я сам видел дома у одной прихожанки, у которой произошла беда с сыном (он попал в места заключения) и она усердно молилась обыкновенной иконочке Божией Матери, тоненькой, типа календарика, и на образе выступили красные, кровавые капельки. Она не просто мироточила, я видел эту икону — она вся в пятнышках красных.

Господь таким образом нам говорит о чем-то, предупреждает. Ведь задолго до наводнения, в феврале месяце на иконах тоже появлялись капельки мира. И когда я уехал в Москву, чтобы приобрести церковную утварь для прихода, у нас был совершен поджег — за полтора месяца до Пасхи. Но с Божией помощью вовремя остановили этого человека. Школьники шли с дискотеки, вызвали пожарных и милицию. Поджигателя взяли, но это был человек болящий. Состоит на учете.

«Кто имеет уши слышать, да слышит!»... — А слышат люди? Ведь это же такое редкое чудо. У нас в республике этого больше нигде нет, насколько я знаю. Я думала, народ должен был бы валом валить в храм. Нет? В Якутск католическую святыню привезли, так многие кинулись в надежде на чудо, которое может совершиться, а тут вот оно - рукой можно потрогать...

— Нет, вала нет. И нет пророка в своем отечестве. Слепота, глухота, немота духовная душит человека заботой о теле, о приобретении материальных благах, о земном и скоро проходящем. Увы, воля Божия, проявленная в мироточении не воспринимается нами.

Господь в Евангелии говорит: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Я думаю так: если бы в храме стоял какой-то руководитель, живущий в Ленске, в Олекминске, или в Якутске, и не просто как подсвечник стоял, когда его пригласили на какое-то торжественное мероприятие, а именно как прихожанин, с молитвой, с пониманием, что он нуждается в духовном исцелении, с желанием принести покаяние, вот тогда могли бы произойти перемены не только в судьбе самого этого человека, но и страны в целом. Это был бы настоящий акт покаяния. Человек спасал бы свою душу через таинства церковные, которые нам дал Господь — через Покаяние, через Причастие. Тогда это была бы не просто публичнае акция, а начало духовного возрождения. Возрождать Россию нужно с самих себя. Каждый должен начать с самого себя. Преображать себя по образу и подобию Иисуса Христа. Пример для подражания человеку дан. Вот недавно освятили храм Преображения — из руин восстал храм, почему? — Потребность у людей была в храме, в молитве, молились об этом люди.

Мы были в миссионерской поездке в 1999 г. с инокиней Ларисой, она тогда еще послушницей была. В деревне Арылах Чурапчинского улуса храм большой стоит, построенный еще до революции, и вот глава администрации как-то так выразился, дескать, вы бы нам отремонтировали храм. А Лариса его спросила: «А для чего?» — «Ну как, — отвечает, — внешний вид...» — А кто молится-то в нем будет? Ведь храм построен был для молитвы. А не для того, чтобы в него, как в музейном комплексе в Черкехе, занесли погребение шаманское.

Почему храм назвали в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского?

—- Община называется «в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского». Наверное, Ленск нося имя миссионера такого великого апостола народов Сибири и Америки, особое вразумление получает. Негоже нам то, что митрополит своими молитвенными трудами, делами подвижническими созидал расточать. Негоже. Чтобы на этой земле созидать, надо трудиться внутренне людям.

Но ведь, наверное, и для Вас лично это было какое-то испытание внутреннее, духовное?

— Да, Господь и священнослужителей испытывает. Показал Он, может быть, слабость веры нашей. Ведь когда у нас все хорошо, мы все говорим, что веруем. Только в трудных, критических ситуациях происходит испытание веры.

Я, знаете, до последней минуты молился, вода стояла уже вровень с дорогой и надо было бежать в храм эвакуировать, а я читал Псалтырь — чересчур возомнил о себе. Когда мы читаем молитву «Отче наш», мы часто проговариваем такие слова: «да будет воля Твоя» чисто автоматически. А на все воля Божья . Господь таким образом дал понять, что наше общество, живет в забвении Его заповедей. Нам надо усвоить этот урок. Не хотелось бы, чтобы это все вновь повторилось.

Для меня лично этот период не прошел бесплодным в духовном смысле. Господь мне дал этот пастырский, духовный посох, вести стадо к Богу. И Он научил меня более глубокому обращению молитвенному. Чтобы молитва, литургическое служение, глубокое осознание своей немощи, нищеты духовной не терялись за обрядностью.

В Евангелии, помните, после того как апостол Петр трижды отрекся от Христа, Господь по Воскресении спросил его: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?». —И апостол Петр трижды отвечает: «так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21. 15-17). Господь долготерпелив, а любовь-то таким образом и проявляется - через скорби и испытания.

Может быть, Господь, через скорби, падения и помогает этой любви проявиться, осознать себя?

— Где будет мое сердце? Либо оно ожесточиться, либо увидит милосердную руку Господню. Может быть, после этого наводнения люди, которые останутся жить в Ленске, задумаются, переступят порог храма, придут к Богу, отдадут Ему свое сердце. Даже ради спасения одной овцы, как говорит Господь, нужно трудиться. Нужно, чтобы люди увидели в Православии не какой-то институт по снятию порчи от колдунов и изгнанию бесов, а единственный путь соединения с Богом. Православная Церковь — это Тело Христово. Это богочеловеческий организм, в котором каждый из нас, крещенных в православии, — его живая клеточка, но не здоровая клеточка, а в той или иной мере духовно больная. Чтобы каждая эта клеточка, под воздействие благодати Божией, обильно подаваемой в таинствах Церкви — Крещении, Покаянии, Причастии, Соборовании, Венчании исцелялась, выздоравливала от греха.

Мне кажется, что этот образ Церкви как Тела Христова, он еще и показывает то, насколько мы — христиане друг с другом связаны духовно. Удивительно, насколько каждый поступок наш, и даже помысел отражается на жизни других людей.

— И по жизни, и в литературе, мы видим, что каждый из нас проявляется в экстремальной ситуации намного искреннее, правдивее. Господь как будто держит нас в резерве.

Это проявилось и в Ленске. Я и себя не исключаю — проявилась во всей полноте та немощь человеческая и необходимость в помощи Того, Кто один может спасти. Господь нам себя показал: «Кто же может спастись?» «Человекам это невозможно. Богу же всё возможно» (Мф. 19. 26)

— Сегодня у Вас большой праздник, отец Владимир. Я поздравляю всех христиан и жителей города Ленска, желая многая-многая лета.

— Спаси вас Господи!

Беседу вела раба Божия Ирина, Якутия, город Ленск

http://www.voskres.ru/interview/ensk_printed.htm
<< пред.вверхслед. >>